Поиск по сайту

Руководство по методике оценки

Утверждено
Объединенным комитетом
по реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса
Протокол №2 от 30 сентября 2015г.

Руководство по методике оценки антикоррупционных мер в целях декларирования
и общественного подтверждения реализации в организациях
положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса

(с изменениями и дополнениями, утвержденными Объединенным комитетом Хартии  01.02.2018г.)


Скачать PDF

Настоящее Руководство определяет основные правила и критерии декларирования и общественного подтверждения полноты, достаточности и эффективности антикоррупционных мер, реализуемых в организациях, включенных в Сводный реестр участников Антикоррупционной хартии российского бизнеса (далее Реестр).

Настоящее Руководство применяется экспертными центрами, участвующими в процедуре общественного подтверждения реализации антикоррупционных мер в организациях, а также самими организациями-участницами Антикоррупционной хартии для мониторинга и оценки собственной антикоррупционной политики.

1.Организации, включенные в Реестр участников Антикоррупционной хартии российского бизнеса, проводят текущий мониторинг и периодическую оценку эффективности антикоррупционных мер с учетом своей отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности, формы собственности, организационно-правовой формы и других особенностей.

Исходя из принципов разумной достаточности, технологичности и адаптивности, мониторинг и оценка антикоррупционных мер не должны предполагать чрезмерных затрат организации на их проведение.

2. Организация, включенная в Реестр участников Антикоррупционной хартии, проводит оценку антикоррупционных мер по одной из следующих процедур:

«Декларирование» - представление в бизнес-объединение (в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату РФ, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия») самостоятельно заполненной Декларации о соблюдении положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса по установленной форме (Приложение 1);

«Экспертное заверение» - получение организацией от аккредитованного экспертного центра подтверждения достоверности, значимости и полноты информации, внесённой организацией в указанную выше Декларацию до ее представления в бизнес-объединение, что подтверждается специальной отметкой на Декларации и выдаваемым организации Сертификатом (Приложение 3); Экспертное заверении декларации проводиться по установленной методике (Приложении 10).

«Общественное подтверждение» - получение организацией от аккредитованного экспертного центра комплексной квалифицированной оценки полноты, достаточности и эффективности антикоррупционных мер, на основании которой Объединенным комитетом по реализации Антикоррупционной хартии организации выдается Свидетельство об Общественном подтверждении сроком на 5 лет (Приложение 2).

3. С учетом положений настоящего Руководства в отношении участников Хартии, отнесенных Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам микро-бизнеса и малого бизнеса, а также некоторых категорий среднего бизнеса и некоммерческих организаций, может применяться особый порядок оценки антикоррупционных мер в организации, утвержденный Объединенным комитетом Хартии.

4. Для участия в процедурах «Общественного подтверждения» реализации антикоррупционных мер в организациях и «Экспертного заверения» Декларации экспертные центры должны получить аккредитацию при Объединенном комитете по реализации положений Антикоррупционной хартии в соответствии с Правилами аккредитации, утвержденными Объединенным комитетом. Перечень аккредитованных экспертных центров размещается на официальном сайте Хартии (http://against-corruption.ru).

Аккредитованные экспертные центры для обеспечения единства подходов при оценке антикоррупционных мер в организации обязаны основываться на методиках оценки, являющихся приложениями к настоящему Руководству (Приложения 6-9).

Экспертные центры, участвуя в процедурах «Общественное подтверждение» или «Экспертное заверение» Декларации», обязаны предотвращать возникновение конфликта интересов .

5. Организация, включенная в Сводный реестр, представляет Декларацию в соответствующее бизнес-объединение не реже одного раза в два года («Декларирование»).

Заполненная Декларация подписывается руководителем организации или иным уполномоченным должностным лицом, которое отвечает за достоверность, значимость и полноту представленной в ней информации.

Бизнес-объединения организуют своевременное представление и учет деклараций организациями, присоединившимися к Хартии.

Декларация, не содержащая достоверной, значимой и полной информации о принятых антикоррупционных мерах, возвращается представившей ее организации и не подлежит учету при соблюдении обязанности декларирования участниками Антикоррупционной хартии.

6. Перед представлением Декларации в бизнес-объединение организация может обратиться в аккредитованный экспертный центр для проверки достоверности, значимости и полноты внесенной в Декларацию информации («Экспертное заверение»), а также получения экспертных рекомендаций по совершенствованию регламентов, процедур и эффективности антикоррупционных мер.

По завершении указанной процедуры на первом листе Декларации, заполненной и подписанной организацией в установленном порядке, делается удостоверяющая надпись: «Достоверность, значимость и полнота указанной в Декларации информации заверена аккредитованным экспертным центром»______________________________(наименование)________ (заверенная печатью, подписана уполномоченным должностным лицом аккредитованного экспертного центра)______ (дата заверения Декларации). Организации выдается также Сертификат об общественном заверении по установленной форме (Приложение 3).
Представление Декларации с отметкой об «Экспертном заверении» означает, что не требуется проверка бизнес-объединением достоверности, значимости и полноты информации, содержащихся в Декларации.

Бизнес-объединение осуществляет отдельный учет полученных Деклараций, прошедших экспертное заверение, с раскрытием соответствующей информации на сайте Хартии в сети Интернет.

7. Организация, имеющая намерение пройти процедуру «Общественного подтверждения» или «Экспертного заверения» Декларации, может заключить с одним из аккредитованных экспертных центров договор (соглашение) на оказание услуг, в котором закрепляется предмет договора (соглашения), права и обязанности сторон, сроки и стоимость услуг и другие условия соответствующие требованиям настоящего Руководства.
Стоимость услуг устанавливается соглашением сторон и зависит от масштаба организации, численности работников, наличия удаленных подразделений, объема проверяемых сведений и специфики организации.

8. В рамках процедуры «Общественного подтверждения» специалисты экспертного центра в соответствии с договором (соглашением) и на основе единой методики (Приложения 6-10) проводят:

комплексный анализ антикоррупционной политики организации (на основе изучения локальных актов, документов, заполненных анкет, учебных программ, результатов интервью с сотрудниками, материалов, находящихся в открытом доступе и пр.),

устанавливают свидетельства объективности и непротиворечивости полученных сведений об антикоррупционных мерах, реализуемых в организации,

оценивают полноту и качество регламентации антикоррупционных процедур и их соответствие применимому антикоррупционному законодательству,

устанавливают факты и свидетельства, подтверждающие реальное выполнение и эффективность установленных в организации антикоррупционных требований и процедур.

При невозможности представления запрашиваемых документов, указанных в Приложениях 4-5 к настоящему Руководству, а также дополнительных документов и/или иных свидетельств реализации антикоррупционных процедур и их результативности, организация направляет в экспертный центр обоснованный отказ в предоставлении информации.

Сроки осуществления проверки и получения результатов составляют не более 60-ти календарных дней от даты заключения договора (соглашения)

9. По результатам работы в рамках процедуры «Общественного подтверждения» экспертный центр составляет развернутый отчет, содержащий итоговое заключение, которое является его составной частью.

Содержание отчета ограничивается положениями договора, включая согласованный период анализа и объем предоставляемой информации, при этом составление отчета.

Проводимые экспертным центром в ходе подготовки отчета наблюдения и анализ не являются проверкой, выполненной в соответствии с общепринятыми стандартами аудита и аттестации, и основываются на принципе отсутствия конфликта интересов с проверяемой организацией, а также на презумпции достоверности документов и информации, предоставляемой организацией для анализа, точности и законности сведений, размещённых в открытом доступе.

10. На основании положительного заключения экспертного центра в рамках процедуры «Общественного подтверждения» и при отсутствии замечаний к итоговому отчету или порядку проведения проверки  Объединенный комитет по реализации положений Антикоррупционной хартии выдает организации Свидетельство об общественном подтверждении единого образца (Приложение 2) сроком на 5 лет.
С целью получения Свидетельства заключение экспертного центра представляется организацией (либо экспертным центром по согласованию с организацией) в соответствующее бизнес-объединение или непосредственно в Секретариат Объединенного комитета по реализации положений Антикоррупционной хартии по адресу: 109240, Москва, Котельническая наб.17, а также на адрес электронной почты rspp@rspp.ru.

Наличие конфликта интересов экспертного центра и проверяемой организации, установленное Секретариатом Объединенного комитета, исключает возможность выдачи организации Свидетельства об общественном подтверждении. Порядок и условия выдачи Свидетельства установлены Правилами об аккредитации экспертных центров и настоящим Руководством.

11. Получение организацией Свидетельства об Общественном подтверждении означает надлежащее выполнение ею обязанности по принятию мер профилактики и противодействия коррупции, что отражается в Сводном реестре участников Хартии (http://against-corruption.ru) и освобождает организацию от необходимости представления Декларации в течение срока действия Свидетельства.

12. Объединенный комитет по реализации положений Антикоррупционной хартии при необходимости может вносить в данное Руководство и приложения к нему изменения и дополнения в установленном порядке, после чего актуальная версия Руководства размещается на официальном сайте Хартии (http://against-corruption.ru).


Под конфликтом интересов следует понимать ситуацию, при которой у экспертного центра возникает заинтересованность (прямая или косвенная), которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление действий по проведению проверки и отразиться на результатах оценки деятельности проверяемой организации.

Скачать PDF